Триумф Российской империи

5 июля 2018 г.
Триумф Российской империи

Сегодня в нашей рубрике «Страницы истории» мы расскажем о крупнейшем событии начала ХХ века  - Всемирной выставке в Париже. Современники называли ее праздником прогресса и цивилизации.
 
В 1900 году впервые 35 государств устроили свои национальные павильоны. В каждом было сосредоточено все, что характеризует страну и отличает её от других, собраны лучшие достижения в области науки, техники и искусства. Мировые выставки стали предметом особой гордости государств-участников. Здесь демонстрировались успехи в промышленности, народных промыслах и искусствах. Фабриканты и купцы заключали контракты, а многочисленные обыватели открывали для себя неведомую прежде жизнь соседних государств, наций и многочисленных народностей.
 
Выставка продолжалась с 15 апреля по 12 ноября 1900 года и пользовалась колоссальным успехом. За семь месяцев её посетило свыше 50 миллионов человек. Большой интерес у посетителей неизменно вызывала экспозиция Российской империи, в работе которой приняли участие около 2,5 тысячи российских производителей.
 
Более того, в состав международного жюри были включены российские специалисты: Д. И. Менделеев (председатель группы химического производства), металлург Д. К. Чернов, художники И. Е. Репин и А. И. Бенуа по отделу искусства, профессор горного и электротехнического институтов М. А. Шателен, профессор Московского земледельческого института В. Р. Вильяме, химик Д. П. Коновалов, профессор горного института Н. С. Курнаков, географ П. П. Семенов-Тян-Шанский.

Кроме собственных отделов в общих выставочных павильонах (из 18-ти тематических отделов Россия не участвовала лишь в одном - отделе колонизации) для российской экспозиции были возведены и отдельные здания. Главным среди них был Павильон русских окраин, выстроенный в стиле Московского Кремля. Здесь экспонировались всевозможные материалы о так называемых окраинах империи - землях с большим потенциалом развития в наступающем ХХ веке. Благодаря особым дружественным отношениям с Францией, России была выделена самая большая экспозиционная площадь - 24 000 кв.м.
 
В отличие от большинства национальных павильонов, конструкции которых состояли из деревянного каркаса, Павильон русских окраин был выполнен из кирпича. Фасады башен и корпусов были побелены под светлый кирпич, отделаны штукатуркой под камень, украшены цветной майоликой, изразцами по фризам и разнообразными рельефными деталями. Кровли состояли из разноцветной глазурованной черепицы и окрашенных в разные цвета штампованных железных листов.
 
Разнообразной была и внутренняя отделка: сводчатый потолок приемного зала был покрыт позолотой и цветным орнаментом, интерьер зала украшали изразцовые печи и цветные витражи. Монументальные панно в стиле модерн представляли темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Они были созданы знаменитым русским импрессионистом Константином Коровиным. В этом проекте художник выступил и как архитектор (здание Кустарного отдела), и как автор экспозиции. Им было написано 31 полотно с видами Архангельска, Мурманска, Новой Земли, тундры, изображения тайги у Байкала, добычи золота и пушного зверя.
 
Кстати, со всемирной выставкой связана история знаменитого русского сувенира – матрешки. Многие думают, что она существовала с незапамятных времен. На самом деле, она появилась незадолго до выставки, на волне формирования новой ветви изящных искусств «Русского стиля» и в 1900 году демонстрировалась впервые как символ России. После успешного дебюта перед всем просвещенным миром началось массовое производство этой игрушки-символа.

   

Одним из ярких украшений Русского павильона было пасхальное яйцо «Сибирский поезд», исполненное фирмой Карла Фаберже. Оно увековечивало память важнейшего успеха последних царей: строительства железной дороги, соединившей европейскую и азиатскую часть страны.
 
Пасхальное яйцо увенчано двуглавым орлом с императорской короной и покоится на спинах трех грифонов с мечом и щитом в лапах (элементы родового герба династии Романовых). На серебряной поверхности выгравирована карта России с изображением Транссибирской магистрали и надпись «Великий Сибирский Железный Путь к 1900 году». Участки пути, которые ещё не были построены, отмечены пунктиром. Внутри спрятана миниатюрная модель сибирского поезда. Он имеет длину 398 мм и состоит из паровоза и пяти вагонов и приводится в движение при помощи механизма длиной 2 см, размещённого в локомотиве. Завершается состав вагоном-церковью. Паровоз исполнен из платины, вагоны - из золота, а окна - из хрусталя. Рубиновый фонарь и алмазные фары при движении поезда создавали полное впечатление настоящего света. 

Французские журналисты прозвали русский павильон «Сибирским дворцом», так как в значительной степени он был посвящен освоению Сибири и строительству Транссибирской магистрали. Здесь были представлены коллекции карт, виды дороги, рельефные макеты различных сооружений, модели кораблей Байкальской паромной железнодорожной переправы — ледоколов «Байкал» и «Ангара». 

Гран-при и Большой золотой медали «за архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение» был удостоен железнодорожный мост через Енисей (Красноярский мост), построенный под руководством инженера Евгения Карловича Кнорре по проекту профессора Л. Д. Проскурякова. Он был первым в России и вторым в Европе по величине пролётов - 145 м. Пролётные строения отличались легкостью и высокой прочностью. 

Золотой медалью были отмечены работы Гидрографической экспедиции Байкальского озера Ф. К. Дриженко. Гран-при получили Комитет Сибирской железной дороги и Министерство путей сообщения за выдающийся проект строительства Транссибирской магистрали и работу по исследованию Сибири и Дальнего Востока.
 
Особое место в Павильоне русских окраин занимала панорама художника Павла Пясецкого. Она представляла собой акварельные изображения Великого Сибирского пути на полотне длиной почти 900 метров. Панорама получила золотую медаль, а сам художник награжден орденом Почетного легиона. 

Всего по итогам выставки российская экспозиция получила 1 589 наград: 212 Гран-при, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва. Это был настоящий триумф Российской империи.



Напишите нам
Нажимая на кнопку Отправить, Вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с "Политикой конфиденциальности"

Отправить