И хрустальный дворец для нее

28 июня 2018 г.
И хрустальный дворец для нее

Сегодня выставочными экспозициями никого не удивишь: городские, областные, межрегиональные, международные, - они проходят практически в каждом крупном городе и каждый месяц. И нет такой сферы деятельности, по которой бы не проводились конгрессно-выставочные мероприятия. А все потому, что выставки являются одним из самых эффективных инструментов маркетинга.
 
А вы знаете, когда этот факт стал общепризнанным? Когда впервые на государственном уровне было установлено, что выставки способствуют развитию торговли и расширяют международные деловые связи? Еще в 19 веке. Вспомним историю.
 
Первая всемирная выставка промышленных работ всех народов - The Great Exhibition of the Worksof Industry of All Nations прошла в Лондоне в 1851 году. Она стала вехой в истории промышленной революции. 
На ней были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.  В первой всемирной выставке приняли участие 25 стран. За пять с половиной месяца ее работы экспозицию в лондонском Гайд-парке посетили свыше 6 миллионов человек. 

Инициатива по проведению выставки принадлежит британскому Королевскому обществу ремесленников. Когда проект в 1849 году был представлен общественности, то отклик среди британских промышленников и бизнесменов был положительным. Они видели в выставке идеальную платформу для поддержки всемирной свободной торговли. При покровительстве принца Альберта организацией и руководством занимался комитет из 24 человек, называемый «королевской комиссией». Его состав утверждался лично королевой, что придавало проекту государственный авторитет.

Для проведения выставки был возведён Хрустальный дворец, который стал визитной карточкой Всемирной выставки 1851 года. Под руководством архитектора Джозефа Пакстона выставочный зал, состоящий из стеклянных панелей и стального каркаса, был построен меньше чем за год. Общая площадь здания составила 90000 кв. м и могла одновременно вместить в себя до 14000 посетителей. 

Внутри дворца зрителям демонстрировали удивительные изобретения - такие, как прототип факс-машины и так называемый предсказатель бурь. Для привлечения публики демонстрировались и другие диковинки, например, знаменитый алмаз Кохинур. Также, были выставлены богатые охотничьи трофеи известного охотника и исследователя Южной Африки Роэлина Гордона-Камминга. Это была подлинная витрина Британской империи.

Россия представляла на этой выставке мирового тщеславия 365 своих производителей, из которых 35 были императорские фабрики. Современники отмечали, что российская экспозиция производила огромное впечатление на посетителей. Примечательно, что наиболее восторженные и эмоциональные отклики получили именно уральские и, в частности, екатеринбургские мастера. 

У многих европейцев сложилось впечатление, что Урал - это край несметных богатств под стать Индии, которая усилиями английских литераторов была в сознании большинства европейцев местом, где богатства лежат буквально под ногами. 

Один из очевидцев, побывавший на выставке, писал: «Кроме бриллиантов, бирюзы, мраморных мозаик и серебряных вещей, изукрашенных золотом, русские выставляли мебель из малахита: столы, камины, огромные вазы, двери в две половинки в 20 футов вышины, и все это из малахита. Мы, бедняки, счастливы, если у нас печатка или запонка к манишке из этого камня, а в России господин Демидов может выстроить целый дворец!»

   

Особый интерес вызвали у участников Всемирной выставки такие изделия из камня как ваза из яшмы, изготовленная на Екатеринбургской гранильной фабрике (так называемая чаша с виноградной лозой), которая получила медаль первой Всемирной выставки. Сейчас эта великолепная ваза храниться в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. А еще каменный мозаичный стол и шкаф работы Петергофской гранильной фабрики. Жюри выставки в своём решении записало тогда: «... Мы не думаем, что столь трудные и так хорошо отделанные произведения были когда-либо исполнены со времён древних греков и римлян».
 
Первую мировую выставку посетило более 6 миллионов человек - треть населения Британии.  В честь неё был назван астероид Ирена, открытый 19 мая 1851 года английским астрономом Джоном Хиндом.
 
Инициативу проведения всемирных выставок тут же подхватили французы, ответившие на вызов англичан всемирной выставкой 1855 года. С тех пор такие мероприятия стали проводиться регулярно. Характер всемирных выставок можно разделить на три периода: индустриальная эпоха, эпоха культурного обмена и эпоха национального брендинга. Но это уже другая история. 



Напишите нам
Нажимая на кнопку Отправить, Вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с "Политикой конфиденциальности"

Отправить